Главная  //  Теория  //  Теория структур-стратегий производственных систем  //  Основные положения теории структур-стратегий производственных систем

Под структурой стратегий производственной системы (ПС) машиностроения понимается определенный набор технологических элементов, информационных элементов и организационных структур, а также упорядоченных вариантов технологии: изготовления изделий, передачи информации, организации управления, реализующих этапы жизненного цикла изделий. Элементы и технологии взаимно адаптированы с изделиями определенной конструктивно-технологической сложности (КТС), при этом учитываются такие параметры изделия, как точность, материал, заготовка, качество поверхности, количество конструктивно-технологических элементов. В данном случае КТС может служить технико-экономическим показателем, который позволяет классифицировать изделия по группам относительно их трудоемкости и сложности изготовления [1].

Структура-стратегия может быть представлена как отношение между технологическими элементами (Т), информационными элементами (I) и организационной структурой (О) следующим образом [1]:

F = T x I x O. (1)

Назовем подмножество FС F множеством вариантов изготовления изделий определенной КТС.

В общем виде модель может быть представлена следующим образом [1]:

, (2)

где STk к-ое состояние системы;  USj j-ый вектор внешних условий; Фi – показатель i-oй структуры-стратегии; PKQi – множество вариантов реализации проектно-конструкторских работ в i-oй структуре-стратегии; PPQi – множество вариантов реализации технологической подготовки производства в i-oй структуре-стратегии; OPQi – множество вариантов реализации опытного производства в i-oй структуре-стратегии; IQi – множество вариантов реализации информационного сопровождения продукции в i-oй структуре-стратегии; BL – критерий Байеса-Лапласа; G гибкий критерий.

Рассматривая структуры-стратегии представленным выше образом необходимо говорить об их развитии в случае изменении КТС производственной программы. Здесь необходимо ввести понятие состояния структур-стратегий, т.к. это требует понимание тенденции их развития.

Любая Fci в начальный момент времени t может иметь в качестве своего состояния следующие три равновероятных состояния STk [1]:

, (3)

где

k - ое состояние структуры-стратегии характеризующееся:

– вектор параметров k - го состояния, состоящий из:

Rk – риск при условии изменения k - го состояния структуры-стратегии;

tk – время изготовления производственной программы, определенного диапазона КТС сложности в k - ом состоянии структуры-стратегии;

Ck себестоимость изготовления производственной программы, определенного диапазона КТС сложности в k - ом состоянии структуры-стратегии;

CLk – конструктивно-технологическая сложность изготавливаемых деталей производственной программы в k - ом состоянии структуры-стратегии.

Целью структуры-стратегии в любом из состояний является повышение её эффективности, то есть [1]:

, (4)

, (5)

где ф - показатель эффективности FCi структуры-стратегии;

[Rki]- допустимое значение риска FCi структуры-стратегии, находящейся в k-ом состоянии;

[tki]- допустимое значение времени изготовления производственной программы, определенного диапазона КТС, в FCi структуры-стратегии, находящейся в k-ом состоянии;

[Cki]- допустимое значение себестоимости производственной программы, определенного диапазона КТС, в FCi структуры-стратегии, находящейся в k-ом состоянии;

[CLki]- допустимое значение КТС производственной программы в FCi структуры-стратегии, находящейся в k-ом состоянии.

Такое представление состояний позволят обоснованно подойти к реализации стратегии развития производства на предприятии, перед которым возникла проблема технического развития или смена КТС номенклатуры производственной программы. Само множество может быть дополнено в зависимости от понимания процесса развития предприятия и от вектора внешнего условий.

Множество состояний структур-стратегий и вектор их параметров порождает многовариантность процесса принятия решения о развитии FCi. Появление наиболее существенных разновидностей структур-стратегий зависит главным образом от множества аппаратного, программного, технологического и технического оснащения, а также способа организации взаимодействия и передачи информации между ними. Такие варианты возникают как следствие применения различных по своим возможностям технологий проектирования и изготовления.

Для решения задачи выбора элементов структур-стратегий и их синтеза приемлемым с математической точки зрения является теоретико-множественный подход и методы математической логики.

Структура-стратегия ПС машиностроения определяется тремя категориями: элемент, отношение, свойство. Однозначное и полное задание этих категорий полностью определяет систему, ее структуру, цель, эф­фективность и т.д. Целью проектирования является конкретизация и определение рациональных значений указанных категорий, т. е. устранение неопределенности в описании структур-стратегий.

Формализованную схему решения этой задачи можно записать следующим образом [1]:

, (6)

где Q – ситуация принятия решения - внешнее состояние; A - аксиоматика принятия решения, представляющая собой набор аксиом, которые определяют схему компромиса, т.е. принцип упорядочения возможных решений; optG – обобщеный критерий оценки эффективности, x – решение, определенное на допустимом множестве решений.